В период расцвета пузыря доткомов в конце 20-го века Webvan выделялся как один из самых перспективных новых стартапов, с идеей, которая потенциально коснулась бы каждого домохозяйства в Америке. Получив один из крупнейших финансовых бонусов, когда-либо виденных (более 800 миллионов долларов), компания стремилась революционизировать розничный продуктовый бизнес стоимостью 450 миллиардов долларов с помощью онлайн-заказов и доставки продуктов "от двери до двери" в тот же день. Webvan считали, что это они- одно из первых "убийственных приложений" для Интернета. Клиенты могли просто указывать, нажимать и делать заказ. Генеральный директор Webvan заявил журналу Forbes, что Webvan "установит правила для крупнейшего потребительского сектора экономики".
Помимо накопления мегабаксов, предприниматели Webvan, казалось, делали все правильно. Опираясь на опытных венчурных инвесторов, компания поспешила построить огромные автоматизированные склады и купила парк грузовых автомобилей, а также создала простой в использовании веб-сайт. Webvan нанял опытного генерального директора из консалтинговой индустрии. Более того, большинству первых клиентов эта услуга действительно понравилась. Но не прошло и 24 месяцев после первичного публичного размещения акций, как Webvan обанкротился и вышел из бизнеса. Что случилось?
Это не было провалом управления. Webvan делал все, о чем просили его совет директоров и инвесторы. В частности, компания горячо следовала традиционной модели внедрения новых продуктов, обычно используемой большинством новых предприятий, и придерживалась мантре того времени: "преимущество первопроходца" и "быстро становись большим". Но причина состоит в том, что проверенная традиционная модель привела один из самых финансируемых стартапов всех времен к катастрофе.
На стадии концепции и посева основатели формируют свое видение компании, иногда запечатлевая его на обратной стороне салфетки, и превращают их в набор ключевых идей, который становится наброском бизнес-плана.
Этот шаг также дает первое предположение о том, как продукт в конечном итоге достигнет клиента, включая обсуждение конкурентных различий, каналов распространения и затрат. Начальная диаграмма позиционирования объясняет компанию и ее преимущества для венчурных капиталистов или корпоративных руководителей. Бизнес-план теперь имеет разделы "Размер рынка", "Конкуренция" и "Финансы", а также приложение, содержащее электронные таблицы Excel, прогнозирующие доходы и расходы. Творческое письмо, страсть и цифры сочетаются в концепции на начальной фазе в надежде убедить инвестора финансировать компанию или новое подразделение.
Webvan сделал все это очень хорошо. Основана в декабре 1996 года, убедительная история и основатель с послужным списком, Webvan собрал 10 миллионов долларов от ведущих венчурных капиталистов Силиконовой долины в 1997 году. В течение следующих двух лет перед IPO компании последовали дополнительные частные раунды на общую сумму невероятных 393 миллиона долларов.
Казалось бы, финансовый план удачен. Так что же не так?